Любимов: необходима радикальная реформа школы
Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), для
В главе «Новая школа» проекта
- Лев Львович, в советские годы родители, как правило, мало интересовались школьной жизнью детей, сегодня же их активность намного выше. Вы с этим согласны?
- Так можно утверждать относительно лишь тех родителей, кто был на митингах на Болотной и на проспекте Сахарова. Это — возрождающийся средний класс, но его часть пытается из России уехать и найти образование получше.
А остальные не избавились от стереотипа воспринимать школу как камеру хранения. В социологических опросах ФОМа и ВЦИОМа, демонстрирующих приоритетность проблем в понимании населения, образование — на последних местах, в отличие от, например, интереса к событиям в Ливии или Иране. Отношение большинства в обществе к образованию в лучшем случае нейтральное.
- Чем бы вы это объяснили?
- Ленью и советским прошлым. Людей приучили к тому, что надо родить ребенка, кормить-одевать, а остальное сделает школа. Советская власть не была заинтересована в том, чтобы детей воспитывали дома: в нормальной семье никто не стал бы это делать в духе государственно-партийной парадигмы. А в традициях дореволюционной элиты участие родителей в обучении и воспитании детей было огромным: у Льва Толстого семья и школа — единое целое.
- Журналист Александр Привалов в статье «Требовать свое» предложил родителям активнее участвовать в работе школы — и тогда, по его мнению, хороших школ станет больше вне зависимости от действий чиновников и без новых стандартов.
- Настоящее решение проблемы — это создание новой школы, возможное лишь при реальном выполнении государственных образовательных стандартов, два из которых — для начальной и основной школы — уже приняты. Привалов их критикует, поскольку не понимает их сути, — думаю даже, он их не читал.
Необходима радикальная реформа школы, учитывающая в том числе включение родителей в совместную со школой работу. В треугольнике «семья — школа — улица» последний угол следует устранить. Для этого, конечно, нужна резкая и совместная активизация школы и семьи. Есть и другие важные элементы реформы — например, такое переобучение учителей, какое ведет филиал Высшей школы экономики в Перми. С прямым участием минобразования края и при явном интересе губернатора мы создали образовательный кластер «Вышка + 50 школ города и края». Главная цель — качество образования в школах через повышение профессионализма персонала и механизмы мониторинга.
Чиновники здесь действительно не нужны — нужны стратегии в школах и те, кто может стратегиям научить.
- Что может «расшевелить» родителей? Какой должна быть мотивация?
- Единственная мотивация — нормальное стремление усложнить себя в своих детях. В романе «Анна Каренина» семья князя Львова в Петербурге была известна двумя детьми — этими мальчиками все восхищались. Князь — крупный дипломат — объяснял Константину Левину: ему приходится бросать службу, чтобы заниматься их воспитанием. И вот такие люди, как князь Львов, были на Сахарова и на Болотной — я там, между прочим, не слышал ни одного матерного слова.
- Вы общаетесь с родителями в той же Перми, где у Вышки есть базовые школы. Многие ли родители готовы к сотрудничеству?
- Процентов десять. Остальные смотрят на школу как на нечто данное. Однако общение с родителями часто ведет к резкому увеличению этой доли, что затем серьезно сказывается в позитивную сторону. Общая заинтересованность появится, может быть, через поколение.
- А в чем должна проявляться активность родителей?
- В чем угодно. Они «не вылезают» из школы, узнают, как там дела, какие книги докупить, куда детей сводить… Они координируют свое влияние с влиянием школы. Когда я был первым проректором Вышки, я постоянно и много встречался с родителями и школьников, и студентов — они беспокоились, как учатся их дети, куда их определить на практику и прочее.
- Что вы скажете о границах родительской помощи?
- Не думаю, что у добра должны быть границы. Лицей № 10 в Перми — лучшая школа в Пермском крае, и участие родителей в его жизни огромно. Родитель будущего первоклассника уже сейчас интересуется, в каком кабинете ребенок будет учиться, какие книги в библиотеке, предлагает свои, советуется по вопросам воспитания.
Чтобы потенциал родителей использовался активнее, надо организовать родительский всеобуч по психологии, где понятным языком объяснялись бы особенности возрастной психологии и физиологии. Объяснить, например, каким образом эффективно формировать речь ребенка, что устная речь формируется из эфира, словесного окружения; письменная — иначе… Но делаться все это должно без участия чиновников.