Родителям о детях

Любимов: необходима радикальная реформа школы

Любимов: необходима радикальная реформа школы

Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ),  для РИА Новости

В главе «Новая школа» проекта «Стратегия 2020″ подчеркивается: уровень образования российских родителей — один из самых высоких в мире. Эксперты считают, что именно с их помощью можно улучшить школу, но потенциал родителей используется пока недостаточно. Почему — в интервью РИА Новости рассуждает заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.

- Лев Львович, в советские годы родители, как правило, мало интересовались школьной жизнью детей, сегодня же их активность намного выше. Вы с этим согласны?

- Так можно утверждать относительно лишь тех родителей, кто был на митингах на Болотной и на проспекте Сахарова. Это — возрождающийся средний класс, но его часть пытается из России уехать и найти образование получше.

А остальные не избавились от стереотипа воспринимать школу как камеру хранения. В социологических опросах ФОМа и ВЦИОМа, демонстрирующих приоритетность проблем в понимании населения, образование — на последних местах, в отличие от, например, интереса к событиям в Ливии или Иране. Отношение большинства в обществе к образованию в лучшем случае нейтральное.

- Чем бы вы это объяснили?

- Ленью и советским прошлым. Людей приучили к тому, что надо родить ребенка, кормить-одевать, а остальное сделает школа. Советская власть не была заинтересована в том, чтобы детей воспитывали дома: в нормальной семье никто не стал бы это делать в духе государственно-партийной парадигмы. А в традициях дореволюционной элиты участие родителей в обучении и воспитании детей было огромным: у Льва Толстого семья и школа — единое целое.

- Журналист Александр Привалов в статье «Требовать свое» предложил родителям активнее участвовать в работе школы — и тогда, по его мнению, хороших школ станет больше вне зависимости от действий чиновников и без новых стандартов.

- Настоящее решение проблемы — это создание новой школы, возможное лишь при реальном выполнении государственных образовательных стандартов, два из которых — для начальной и основной школы — уже приняты. Привалов их критикует, поскольку не понимает их сути, — думаю даже, он их не читал.

Необходима радикальная реформа школы, учитывающая в том числе включение родителей в совместную со школой работу. В треугольнике «семья — школа — улица» последний угол следует устранить. Для этого, конечно, нужна резкая и совместная активизация школы и семьи. Есть и другие важные элементы реформы — например, такое переобучение учителей, какое ведет филиал Высшей школы экономики в Перми. С прямым участием минобразования края и при явном интересе губернатора мы создали образовательный кластер «Вышка + 50 школ города и края». Главная цель — качество образования в школах через повышение профессионализма персонала и механизмы мониторинга.

Чиновники здесь действительно не нужны — нужны стратегии в школах и те, кто может стратегиям научить.

- Что может «расшевелить» родителей? Какой должна быть мотивация?

- Единственная мотивация — нормальное стремление усложнить себя в своих детях. В романе «Анна Каренина» семья князя Львова в Петербурге была известна двумя детьми — этими мальчиками все восхищались. Князь — крупный дипломат — объяснял Константину Левину: ему приходится бросать службу, чтобы заниматься их воспитанием. И вот такие люди, как князь Львов, были на Сахарова и на Болотной — я там, между прочим, не слышал ни одного матерного слова.

- Вы общаетесь с родителями в той же Перми, где у Вышки есть базовые школы. Многие ли родители готовы к сотрудничеству?

- Процентов десять. Остальные смотрят на школу как на нечто данное. Однако общение с родителями часто ведет к резкому увеличению этой доли, что затем серьезно сказывается в позитивную сторону. Общая заинтересованность появится, может быть, через поколение.

- А в чем должна проявляться активность родителей?

- В чем угодно. Они «не вылезают» из школы, узнают, как там дела, какие книги докупить, куда детей сводить…  Они координируют свое влияние с влиянием школы. Когда я был первым проректором Вышки, я постоянно и много встречался с родителями и школьников, и студентов — они беспокоились, как учатся их дети, куда их определить на практику и прочее.

- Что вы скажете о границах родительской помощи?

- Не думаю, что у добра должны быть границы. Лицей № 10 в Перми — лучшая школа в Пермском крае, и участие родителей в его жизни огромно. Родитель будущего первоклассника уже сейчас интересуется, в каком кабинете ребенок будет учиться, какие книги в библиотеке, предлагает свои, советуется по вопросам воспитания.

Чтобы потенциал родителей использовался активнее, надо организовать родительский всеобуч по психологии, где понятным языком объяснялись бы особенности возрастной психологии и физиологии. Объяснить, например, каким образом эффективно формировать речь ребенка, что устная речь формируется из эфира, словесного окружения; письменная — иначе… Но делаться все это должно без участия чиновников.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Скопируйте пароль:

* Вставьте скопированный пароль сюда:

6,065 спам комментарий заблокирован с помощью Spam Free Wordpress

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>